• Главная
  • События
  • Бизнес
  • Персоны
  • Интерьер
  • LifeStyle
  • IT
  • Art
  • Travel

……

  • О проекте
  • Контакты
  • Условия размещения
  • Политика
NobleJournal NobleJournal
Ваш браузер не поддерживает видео.
NobleJournal NobleJournal NobleJournal
  • Главная
  • События
  • Бизнес
  • Персоны
  • Интерьер
  • LifeStyle
  • IT
  • Art
  • Travel
  • Art

Музей имени Андрея Рублёва раскрывает тайны икон «галантного века»

  • 14.08.2025
  • olga
Итого
0
Поделились
0
0

Выставка, собранная из редких икон XVIII века, составлена в хронологическом порядке и охватывает период от Екатерины I до Екатерины II. Представлены как храмовые образы, так и камерные иконы, принадлежавшие высшей аристократии (ряд экспонатов впервые покинул дворцовые собрания Шереметевых из усадеб Кусково и Останкино). Кураторы выставки — научные сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталья Комашко и Дионисий Денисов.

Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Вторая четверть XVIII в. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Вторая четверть XVIII в.

Интересно проследить за тем, как в Россию проникали западноевропейские стили. Московская иконопись начала века постепенно уходит от традиций живоподобного письма Оружейной палаты в сторону барокко, заимствуя у европейских гравюр не только иконографию, но и приемы пространственного построения, жестикуляцию, динамику. Изображение начинает напоминать театральную мизансцену: фигуры становятся пластичнее, а пейзаж — уже не фон, но часть действия. Во времена Анны Иоанновны эти тенденции усиливаются, в иконописи утверждается барочная палитра: насыщенный синий, карминовый, золото. (Неслучайно именно в красном и синем оформлены стены двух залов выставочного пространства, а одним из визуальных акцентов, бросающимся в глаза буквально с порога, стал сияющий золоченый картуш. Массивный, асимметричный, он обрамляет относящуюся к 1760-м икону «Вход в Иерусалим» из собрания Третьяковской галереи.) Пространство углубляется, используются правила прямой и воздушной перспективы. В эпоху Елизаветы Петровны заметнее влияние рококо: акцент смещается на изящество постановки фигур, тщательную проработку идиллических пейзажных фонов, палитра становится светлее. Особенно это чувствуется в домашних иконах, предназначенных для камерного созерцания. Ближе к концу XVIII века на смену барокко и рококо приходит классицизм. Композиции становятся более упорядоченными, позы и жесты — строже, цвет — сдержаннее. К этому времени темперу вытесняет масло. Большая многофигурная горизонтально ориентированная композиция «Посещение царицей Августой великомученицы Екатерины в темнице» (1760–1770-е) — это уже, в сущности, картина.

Иван Федоров Рожнов. Девять мучеников Кизических, с избранными святыми. 1732. Фото: Собрание Московского государственного объединенного музея-заповедника
Иван Федоров Рожнов. Девять мучеников Кизических, с избранными святыми. 1732. Фото: Собрание Московского государственного объединенного музея-заповедника

«XVIII век демонстрирует нам переосмысление, заимствование, цитирование европейских образцов — французских, итальянских, пришедших в Россию преимущественно через голландские гравюры, — рассказала нашему изданию заведующая научно-исследовательским отделом музея Мария Маханько. — Множество заимствований пришло из Библии Пискатора. Например, композиция для „Троицы“ Андрея Чалкова. А вот икона, написанная в Москве, с точной датой — 1752 год, воспроизводит узнаваемую скульптуру апостола Андрея из собора Святого Петра в Риме, выполненную французом Франсуа Дюкенуа в первой трети XVII века. С нее была сделана гравюра — и вот, к середине XVIII века, этот образ дошел до нас». Несколько историй прямого заимствования прослеживаются в каталоге выставки, который запланирован к выходу в середине лета 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Икона „галантного века“»
До 24 августа

Нравится 0
Поделиться 0
olga

Статьи по теме

читать
  • Travel

THE RITZ-CARLTON MALDIVES, FARI ISLANDS ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛЛАБОРАЦИЮ С ХУДОЖНИКОМ ЛЮ БОЛИНОМ И MAISON RUINART

  • olga
  • 11.11.2025
читать
  • События

Старт гранд-финала в Сочи: более 70 яхтсменов начали борьбу в финале летней серии Tenzor Elite Cup 2025

  • olga
  • 09.11.2025
читать
  • Travel

«АТЛАНТИДА — ЗАТЕРЯННОЕ ЦАРСТВО»: INTERCONTINENTAL MALDIVES MAAMUNAGAU RESORT ПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВОГОДНЮЮ ПРОГРАММУ 2025

  • olga
  • 05.11.2025
читать
  • Art

Ночь искусств в Арт-кластере: открытие выставки «Мир как сцена»

  • olga
  • 05.11.2025
читать
  • Travel

«АТЛАНТИДА — ЗАТЕРЯННОЕ ЦАРСТВО»:INTERCONTINENTAL MALDIVES MAAMUNAGAU RESORTПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВОГОДНЮЮ ПРОГРАММУ 2025

  • olga
  • 31.10.2025
читать
  • Бизнес

В «Сенеже» наградили победителей Конкурса социальных архитекторов. Среди победителей – политтехнолог и создатель международного форума «Земляне» Артем Пронюшкин.

  • olga
  • 28.10.2025
читать
  • Travel

Отель Сулемар — ваш уютный уголок гармонии в Новом Афоне

  • olga
  • 27.10.2025
читать
  • Art

В Сириусе свои работы представят современные художники, чьи произведения уже входят в коллекции Русского музея и частные собрания по всему миру

  • olga
  • 26.10.2025
NobleJournal — это интеллектуальное бизнес-издание для тех, кто видит в успехе закономерный результат стратегии и дальновидности.

В ФОКУСЕ

  • 1
    • Travel
    THE RITZ-CARLTON MALDIVES, FARI ISLANDS ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛЛАБОРАЦИЮ С ХУДОЖНИКОМ ЛЮ БОЛИНОМ И MAISON RUINART
  • 2
    • Travel
    «АТЛАНТИДА — ЗАТЕРЯННОЕ ЦАРСТВО»: INTERCONTINENTAL MALDIVES MAAMUNAGAU RESORT ПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВОГОДНЮЮ ПРОГРАММУ 2025
  • 3
    • Travel
    «АТЛАНТИДА — ЗАТЕРЯННОЕ ЦАРСТВО»:INTERCONTINENTAL MALDIVES MAAMUNAGAU RESORTПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВОГОДНЮЮ ПРОГРАММУ 2025
  • 4
    • Travel
    Отель Сулемар — ваш уютный уголок гармонии в Новом Афоне
  • 5
    • Travel
    Осенний фестиваль в отеле The Ritz-Carlton Maldives: неделя магии, вдохновения и заботы о себе
NobleJournal NobleJournal
  • О проекте
  • Контакты
  • Условия размещения
  • Политика

Введите запрос и нажмите Enter

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.